
Собирать корабли в бутылках люди начали ещё веке в XVII, но сувенир есть сувенир, от него требуется только одно: радовать глаз. А вот в 1861 году перед инженерами James Watt Foundry была поставлена задача построить пароход для правительства Перу, который должен будет ходить по высокогорному озеру Титикака. Загвоздка тут в том, что железная дорога обрывалась километрах в 350 от озера, и дальше могли пройти только вьючные(!) мулы, поэтому в техзадании появился необычный и очень жёсткий пункт: судно должно разбираться на части не тяжелее 180 килограмм. И в 1862 году на верфях Thames Ironworks изготавливают два однотипных парохода «
Явари» и «
Япура», которые в разобранном виде (2766 кусочков + 2 коленвала, 210 тонн) начинают непростое путешествие из Британии в сердце империи инков. Протащить суда через бутылочное горлышко удалось только со второй попытки, первоначальный подрядчик с задачей не справился, но в 1870 году «Явари», а в 1873 - «Япура» были спущены на воду. И до сих пор, между прочим, в строю. (
рус,
eng)